Многих призывников пугает необходимость предоставить характеристику в военкомат, особенно когда неясно, как она составляется и на что реально влияет.
Мы подготовили простое и понятное руководство, которое снимет ваши опасения и поможет разобраться во всех нюансах.
Оглавление
- 1 Что такое характеристика для военкомата и зачем она нужна?
- 2 Какие бывают характеристики и кто их должен писать?
- 3 Содержание идеальной характеристики
- 4 Как и на что влияет характеристика для военкомата
- 5 Ваши права в отношении характеристики для военкомата
- 6 Последствия «плохой» характеристики
- 7 Вместо заключения: пара мыслей напоследок
- 8 Часто задаваемые вопросы
- 9 Источники информации
Что такое характеристика для военкомата и зачем она нужна?
Характеристика для военкомата — это официальный документ, который описывает вас как личность по словам людей, которые знают вас по учебе, а иногда и по работе.
Военкомат — это серьезная государственная структура, и ей нужно получить как можно больше информации о каждом будущем потенциальном защитнике Родины.
И дело тут не только в вашем здоровье (для этого есть медкомиссия), но и в ваших личных качествах, поведении, учебе, увлечениях.
Зачем военкомату ваш «портрет»?
Изучение личности призывника
Это одна из главных целей. Сотрудники военкомата и члены призывной комиссии хотят понять, что вы за человек: ответственный или не очень, общительный или замкнутый, есть ли у вас лидерские задатки, как вы учитесь или работаете, чем увлекаетесь.
Эта информация помогает им составить о вас более полное представление.
Прогнозирование адаптации к военной службе
Армия — это специфическая среда со строгой дисциплиной и определенными требованиями. По вашей характеристике пытаются предположить, насколько легко или сложно вам будет адаптироваться к новым условиям, к коллективу, к выполнению приказов.
Дополнительный аргумент при распределении
Иногда говорят, что характеристика помогает определить, в какие войска вас лучше направить. На практике это работает не так прямолинейно.
Решающими факторами для распределения являются категория годности по здоровью, результаты профессионально-психологического отбора (ППО), ваше образование и наличие гражданской специальности.
Но если у вас, например, отличная характеристика для военкомата, вы спортсмен, активист, хорошо учитесь — это может стать дополнительным плюсом при прочих равных, когда есть выбор.
Особенно если в характеристике указаны какие-то специфические навыки или склонности, полезные в определенных родах войск.
Выявление «групп риска»
Если в характеристике есть информация о серьезных проблемах с поведением, учебой, упоминания о вредных привычках, приводах в полицию (хотя это больше относится к сведениям из МВД, которые военкомат тоже запрашивает), это может стать сигналом для более пристального внимания к вам, возможно, для дополнительных бесед или психологического тестирования.
На что конкретно смотрит призывная комиссия в характеристике?
- Общее развитие и успеваемость/трудовая дисциплина — как вы учились, были ли проблемы с дисциплиной, насколько вы ответственно подходите к своим обязанностям.
- Социальная адаптация — как вы ладите с людьми, есть ли у вас друзья, как вы ведете себя в коллективе (активно, пассивно, конфликтно, дружелюбно).
- Нравственные качества — честность, порядочность, ответственность, отношение к старшим.
- Организаторские способности, инициативность — проявляли ли вы себя как лидер, участвовали ли в общественной жизни.
- Интересы и склонности — чем увлекаетесь (спорт, техника, искусство и т.д.). Это может косвенно указать на ваши потенциальные способности.
- Отношение к военной службе (если указано) — иногда в характеристиках пишут о желании или нежелании служить, но это не самый объективный пункт, так как часто пишется формально.
- Негативные моменты — наличие вредных привычек, конфликтность, проблемы с законом. Конечно, такие моменты привлекают особое внимание.
Правовая база
Требование о предоставлении характеристики (и других документов, изучающих личность) заложено в общую систему мероприятий по призыву.
Отдельного закона «О характеристике для военкомата» вы не найдете. Но ее необходимость вытекает из ряда нормативных актов.
Например, Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» говорит о том, что призыв организуют военные комиссариаты, а проводят призывные комиссии.
Для принятия решения комиссии нужна всесторонняя информация о призывнике.
Далее, есть Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 №719 «Об утверждении Положения о воинском учете», где детализируются многие процедуры.
Хотя слово «характеристика» там может упоминаться не на каждой странице, логика работы призывной системы подразумевает сбор документов, описывающих морально-деловые качества гражданина.
Военкоматы обычно направляют официальные запросы в учебные заведения или на место работы для получения этих сведений.
Также существует Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе». Хоть оно и относится в первую очередь к здоровью, там есть пункты о том, что при освидетельствовании учитываются и другие документы, в том числе характеризующие призывника.
И, конечно же, различные приказы руководства оборонного ведомства, которые регламентируют деятельность военных комиссариатов и порядок проведения мероприятий, связанных с призывом.
Например, в инструкциях по подготовке и проведению призыва часто указывается на необходимость изучения социально-психологических качеств призывников, для чего и используются характеристики.
Важно понимать: характеристика — это не приговор и не единственный документ, на основании которого принимается решение. Это часть общей мозаики, которая помогает военкомату составить ваш «профиль».
Какие бывают характеристики и кто их должен писать?
Теперь давайте разберемся, откуда вообще берутся эти характеристики и кто несет ответственность за их составление. Чаще всего вы столкнетесь с характеристикой с места учебы.
1. Характеристика с места учебы (школа, колледж, техникум, вуз)
Это, пожалуй, самый распространенный вид характеристики для военкомата для 18-летнего молодого человека.
Кто пишет?
- В школе — обычно это классный руководитель или социальный педагог/психолог. Иногда директор или завуч визирует. В больших школах может быть специальный ответственный за военно-патриотическую работу, который курирует этот процесс.
- В колледже/техникуме — куратор группы, заместитель директора по воспитательной работе, иногда специалисты методического отдела.
- В вузе — сотрудники деканата, куратор, иногда кафедра (если вы активно занимались научной работой или имеете особые достижения, связанные с профилем кафедры). Если вы учитесь на военной кафедре (ВУЦ), то характеристику могут готовить и там.
Зачастую это коллективный труд: информацию собирают у разных преподавателей, а потом один человек сводит все воедино.
Когда ее требуют?
- При первоначальной постановке на воинский учет (ППВУ), когда вам исполняется 16-17 лет, и вы впервые идете в военкомат. Характеристика из школы почти всегда входит в пакет документов.
- Непосредственно при призыве — если вы уже стоите на учете и достигли призывного возраста (18 лет), военкомат может запросить свежую характеристику, особенно если вы продолжаете учиться. Это связано с тем, что за год-два ваша личность могла претерпеть изменения.
Что там должно быть (ключевые моменты для учебной характеристики):
- Общие сведения: ФИО, дата рождения, с какого года учитесь в данном заведении, класс/группа/курс.
- Успеваемость — как учитесь (отличник, хорошист, троечник, есть ли академические задолженности). Любимые и нелюбимые предметы, отношение к учебе (старательный, проявляющий инициативу, пассивный, нуждающийся в контроле).
- Поведение и дисциплина — соблюдаете ли устав учебного заведения, были ли случаи нарушения дисциплины, какие меры принимались. Пропуски занятий (по уважительной причине или без таковой, их систематичность).
- Отношения в коллективе — как вы общаетесь с одноклассниками/одногруппниками и преподавателями (лидер, пользующийся авторитетом, ведомый, конфликтный, дружелюбный, изолированный). Умение работать в команде.
- Общественная активность — участвуете ли в жизни класса/группы/учебного заведения (мероприятия, олимпиады, конференции, спорт, волонтерство, студенческое самоуправление).
- Личностные качества — черты характера (ответственность, целеустремленность, самостоятельность, трудолюбие, честность, вежливость, инициативность, стрессоустойчивость и т.д.). Могут указать на темперамент (спокойный, активный, импульсивный, уравновешенный).
- Склонности и интересы — чем увлекаетесь помимо учебы (глубина увлечений, достигнутые результаты). Это важно, так как может говорить о ваших способностях и потенциале.
- Состояние здоровья (очень общо и корректно). Например, «физически развит», «по состоянию здоровья относится к основной/подготовительной группе на физкультуре», «имеет хронические заболевания (без указания диагнозов, если это не согласовано и не подтверждено медсправками!)». Помните, диагнозы ставит врач, а не классный руководитель! Этот пункт должен быть максимально нейтральным или отражать информацию, уже подтвержденную медицинскими документами, которые вы предоставляете.
- Отрицательные моменты (если есть): Если были какие-то проблемы, они должны быть изложены корректно, объективно, без преувеличений и с указанием, какие меры принимались для их устранения
- Вывод — краткое заключение, например, «положительно характеризуется», «характеризуется удовлетворительно», «рекомендуется обратить внимание на…», иногда могут добавить фразу вроде «может быть рекомендован к прохождению военной службы».
Можете ли вы повлиять на содержание?
Да, и это важно! Не стоит пускать дело на самотек.
- Поговорите заранее. Подойдите к классному руководителю, куратору или другому ответственному лицу, которое будет писать характеристику. Вежливо поинтересуйтесь, какие сведения им нужны.
- Предоставьте информацию о себе. Если у вас есть грамоты, дипломы за участие в олимпиадах, спортивные достижения, благодарности, портфолио — сделайте копии и передайте их. Напомните о своих положительных сторонах, участии в каких-то проектах. Иногда педагоги просто могут что-то забыть или не знать.
- Будьте корректны. Не требуйте, а просите и предлагайте помощь. Ваша задача — помочь составить объективный и, по возможности, благоприятный документ.
2. Характеристика с места работы
Если вы к моменту призыва уже где-то официально работаете (даже если это временная работа или на неполный день), военкомат может запросить характеристику и оттуда.
Кто пишет?
Непосредственный руководитель, начальник отдела, сотрудник отдела кадров (специалист по персоналу).
Что отражает?
- Профессиональные навыки и качества (квалификация, обучаемость).
- Отношение к труду (исполнительность, инициативность, ответственность, качество выполняемой работы).
- Трудовую дисциплину (соблюдение графика, опоздания, прогулы).
- Отношения в рабочем коллективе (коммуникабельность, конфликтность, умение работать в команде).
- Стремление к повышению квалификации, карьерному росту.
Если вы подрабатывали летом или на неполную ставку, такая характеристика может быть. Если же основной ваш статус — учащийся, то упор будет на учебную.
Но если работа была связана с вашей будущей специальностью или демонстрирует важные качества (ответственность, трудолюбие), то она будет полезным дополнением.
3. Бытовая характеристика
Это довольно редкий вид характеристики, и требуют ее нечасто.
Когда может понадобиться?
В основном, в каких-то спорных или сложных ситуациях, когда военкомату нужно получить дополнительную информацию о вашем поведении вне учебы/работы. Например, если есть сигналы о неблагополучии, асоциальном поведении или если иные документы противоречивы.
Кто пишет?
Могут попросить у участкового уполномоченного полиции (на основании имеющихся у него данных о правонарушениях или жалобах) или даже у представителей ТСЖ/УК, старшего по дому/соседей (что совсем редкость и больше похоже на пережитки прошлого, но теоретически возможно, если другие способы получить информацию исчерпаны).
Что содержит?
Информацию о том, как вы ведете себя в быту, есть ли жалобы от соседей, как характеризуют вас по месту жительства, соблюдаете ли общественный порядок.
4. Психологическая характеристика
Это уже немного другой документ, хотя также связан с изучением вашей личности.
Кто составляет?
Психолог военкомата или специалист, привлеченный для проведения профессионально-психологического отбора (ППО). ППО проходят все призывники.
Что содержит?
Результаты специальных тестов на:
- Внимание.
- Память.
- Мышление.
- Тип темперамента.
- Нервно-психическую устойчивость.
- Коммуникативные навыки.
- Склонность к лидерству или подчинению.
- Уровень конфликтности.
- Мотивацию к службе и т.д.
На основе этих данных делается заключение о вашей пригодности к военной службе по психологическим параметрам и рекомендации по возможному распределению в определенные воинские специальности (ВУС).
Как связана с другими характеристиками?
Психологическая характеристика, составленная в военкомате, дополняет те сведения, которые есть в характеристике для военкомата с места учебы/работы. Они рассматриваются в комплексе.
Если есть расхождения (например, в школе вас описывают как тихого и замкнутого, а тесты показывают лидерский потенциал), это может стать поводом для дополнительных вопросов или более глубокого изучения со стороны психолога.
Важно: Вы не всегда можете напрямую повлиять на содержание психологической характеристики от военкомата, так как она основана на результатах стандартизированных тестов. Но ваше общее состояние, настрой, честность при ответах — все это играет роль.
Содержание идеальной характеристики
Есть общие требования к оформлению.
«Шапка»: В правом верхнем углу обычно пишут, куда направляется документ:
- В Военный комиссариат [название муниципального образования, например, Ленинского и Октябрьского районов города Новосибирска]
- Или Председателю призывной комиссии [название муниципального образования]
Заголовок:
По центру листа: ХАРАКТЕРИСТИКА
На кого:
Ниже, обычно с новой строки: на [ФИО полностью в родительном падеже, например, Иванова Ивана Ивановича], [дата рождения], ученика 11 «А» класса МБОУ СОШ №1 г. Москвы (или студента такой-то группы такого-то колледжа/вуза).
Основной текст
Подробное описание ваших качеств. Подробнее об этом — ниже.
Цель выдачи:
В конце часто добавляют фразу: Характеристика выдана для предоставления в военный комиссариат.
Подписи и дата:
- Дата составления (слева).
- Подпись лица, составившего характеристику (например, Классный руководитель), его расшифровка (ФИО) и сама подпись.
- Подпись руководителя учреждения (директора школы, ректора вуза, декана факультета) с расшифровкой.
Печать:
Обязательно должна быть гербовая печать учебного заведения или организации. Без печати характеристика — просто бумажка.
Бланк:
Желательно, чтобы характеристика была напечатана на официальном бланке учебного заведения (если он есть). Если бланк отсутствует, то необходимы полные реквизиты организации (название, адрес, контакты).
Структура и содержание характеристики (примерный план)
Анкетные данные:
- Иванов Иван Иванович, 15.03.2006 года рождения, обучается в МБОУ СОШ №1 г. Москвы с 1 сентября 2013 года, в настоящее время – ученик 11 «А» класса.
- Можно указать состав семьи (полная/неполная, количество детей), если эта информация известна и может быть косвенно релевантна (например, для понимания социальных условий, но без излишних подробностей, нарушающих частную жизнь).
Физическое развитие и состояние здоровья:
Физически развит удовлетворительно/хорошо, соответствует возрасту. Занимается в основной/подготовительной группе на уроках физкультуры.
Спортом занимается на любительском уровне (например, футбол во дворе) / профессионально (указать вид спорта, разряд, достижения, если есть).
Имеет хронические заболевания [можно указать общую группу, например, «органов дыхания», «опорно-двигательного аппарата»], в связи с чем периодически пропускает занятия по уважительной причине (согласно медицинским справкам).
Но важно учитывать, что если есть серьезные заболевания, они должны быть подтверждены медицинскими документами для ВВК. Характеристика не должна подменять медкарту.
Лучше, если этот пункт будет максимально нейтральным или согласован с вами и вашими родителями (если вам еще нет 18 на момент составления).
Отношение к учебе/труду:
За время обучения проявил себя как ученик со средними/хорошими/высокими способностями. Успеваемость по предметам [можно указать: ровная, преобладают оценки «хорошо» и «отлично», есть трудности с гуманитарными/точными науками].
К учебе относится добросовестно/не всегда ответственно/проявляет интерес к [конкретные предметы или области знаний]. Домашние задания выполняет регулярно/не всегда.
Обладает [например: хорошей памятью, аналитическим складом ума, творческими способностями, способностью к освоению технических дисциплин].
Дисциплина и поведение:
- Дисциплинирован, правила поведения в школе/учебном заведении соблюдает. На замечания учителей реагирует адекватно/иногда требуется контроль. Пропусков занятий без уважительной причины не имеет/имеет (указать, если часто).
- В конфликтных ситуациях старается найти компромисс/может проявлять вспыльчивость/избегает конфликтов. Склонен к конструктивному диалогу.
Общественная активность и взаимоотношения в коллективе:
- В общественной жизни класса и школы принимает активное/эпизодическое/не принимает участие. Является/не является членом каких-либо кружков, секций, общественных объединений (указать конкретные, если есть).
- В коллективе сверстников пользуется уважением/имеет узкий круг общения/легко находит общий язык. С одноклассниками поддерживает ровные/дружеские/конфликтные отношения. Коммуникабелен/замкнут/общителен.
- Проявляет/не проявляет лидерские качества. Готов/не готов прийти на помощь товарищам. Способен брать на себя ответственность.
Личностные качества и интересы:
По характеру спокойный/активный/уравновешенный/эмоциональный.
Преобладающие черты: ответственность/исполнительность/честность/доброжелательность/целеустремленность/настойчивость/скромность (или наоборот: безответственность, пассивность, и т.д. – если это объективно и подтверждено фактами).
Основные увлечения и интересы: [спорт, музыка, чтение, компьютеры, техника, моделирование и т.д.]. Указать, насколько глубоки эти увлечения.
Культурный уровень [высокий, средний, удовлетворительный]. Кругозор [широкий, ограниченный интересами].
Отношение к вредным привычкам (если есть информация):
Вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотических веществ) не имеет / замечен не был.
Если есть достоверные факты о наличии вредных привычек, они могут быть указаны, но очень корректно и только если это подтвержденная информация, а не слухи, и если эта информация обсуждалась с вами или вашими законными представителями.
Отношение к воинской обязанности (не всегда обязательно, но бывает):
К перспективе прохождения военной службы относится с пониманием/положительно/безразлично/негативно (если это открыто выражалось и зафиксировано). Этот пункт пишется максимально нейтрально.
Заключительная часть (вывод):
В целом характеризуется положительно/удовлетворительно.
Иногда могут добавить общую рекомендацию, например: Может быть рекомендован для прохождения службы в Вооруженных Силах РФ. Или, если есть какие-то особенности: При определении вида и рода войск целесообразно учесть [например, технические наклонности, физическую подготовку].
Как самому помочь написать характеристику для военкомата
- Будьте объективны — не надо приписывать себе супергеройские качества, если их нет. Но и прибедняться не стоит.
- Структурируйте информацию. Используйте примерно тот план, что был описан выше.
- Пишите конкретно, но без лишней «воды». Вместо «хороший парень» лучше написать «проявляет дружелюбие к сверстникам, готов прийти на помощь».
- Отразите как сильные, так и (если есть и они известны) слабые стороны. Если есть какие-то незначительные минусы (например, «иногда бывает рассеян»), но они компенсируются плюсами, это выглядит более правдоподобно, чем идеально-приторная характеристика. Но здесь важна мера! Если есть серьезные негативные моменты, которые вы не можете скрыть, лучше их упомянуть нейтрально, без обвинений.
- Используйте нейтральный, официально-деловой стиль. Без жаргона, панибратства.
- Проверьте на ошибки. Грамотность — это важно. Попросите кого-нибудь вычитать текст.
Чего категорически НЕ должно быть в характеристике:
- Слухов, сплетен, непроверенной информации. Только факты или обоснованные наблюдения.
- Субъективных оценок, не подкрепленных примерами. Если пишете «безответственный», то почему? (например, «систематически не выполнял домашние задания, несмотря на предупреждения»).
- Оскорблений, уничижительных эпитетов, предвзятости. Характеристика должна быть корректной и уважительной.
- Медицинских диагнозов. Это компетенция врачей ВВК. Характеристика может лишь косвенно указать на частоту болезней, если это влияло на учебу.
- Информации, составляющей личную или семейную тайну, если она не имеет прямого отношения к целям характеристики и вы не давали согласия на ее разглашение (или ваши законные представители, если вы несовершеннолетний).
- Фраз, которые могут быть истолкованы двояко или содержать скрытый негативный подтекст.
Помните, что характеристика для военкомата — это документ, который формирует определенное мнение о вас. И хотя она не является единственным или решающим фактором, отнестись к ее подготовке стоит серьезно.
Как и на что влияет характеристика для военкомата
Многие молодые люди, особенно те, кто не горит желанием идти в армию, переживают: а вдруг плохая характеристика для военкомата станет клеймом и все испортит?
Или наоборот, можно ли с помощью супер-положительной характеристики «откосить» или попасть в элитные войска? Давайте разбираться, где тут правда, а где преувеличения.
1. Влияние на решение призывной комиссии о призыве/отсрочке/освобождении
Характеристика — это один из документов, который призывная комиссия учитывает при принятии решения. Она помогает составить социально-психологический портрет призывника.
Однако только этот документ не может быть единственным основанием для освобождения от службы, предоставления отсрочки (кроме учебных) или, наоборот, призыва вопреки всему.
Освобождение и отсрочки (кроме учебных) предоставляются:
- По состоянию здоровья (решение ВВК).
- Семейным обстоятельствам (наличие определенных иждивенцев, установленных законом).
- Наличию ученой степени. Подробнее в статье «Дает ли аспирантура отсрочку от армии».
- Выбору альтернативной гражданской службы. Подробно о ней можно прочитать в отдельной статье.
- Другим основаниям, прописанным в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе».
Характеристика здесь играет второстепенную, если не сказать нулевую, роль.
Как негативная характеристика может отразиться:
- Более пристальное внимание. Если в характеристике есть серьезные негативные моменты (например, упоминание о приводах в полицию, выраженная конфликтность, асоциальное поведение, факты употребления ПАВ), это может стать поводом для более тщательного изучения вашей личности.
- Дополнительные беседы. С вами могут провести более подробную беседу психологи, сотрудники военкомата, члены призывной комиссии.
- Направление на дополнительное обследование. В некоторых случаях, если есть подозрения на поведенческие расстройства или серьезные психологические проблемы, которые косвенно отражены в характеристике, вас могут направить на дополнительное психологическое или даже психиатрическое обследование (но это уже по линии ВВК, и для этого нужны веские основания, а не просто «плохое поведение»).
- Учет при распределении. Очень плохая характеристика может снизить шансы попасть в некоторые подразделения, где требуются особо устойчивые и дисциплинированные люди, а также может повлиять на допуск к определенным видам вооружения или техники.
Как положительная характеристика может помочь:
- Общее благоприятное впечатление — это всегда плюс, формирующий позитивный фон.
- Дополнительный аргумент при распределении — если вы здоровы, у вас хорошие результаты ППО, и при этом отличная характеристика для военкомата, где отмечены ваши лидерские качества, спортивные достижения, технические навыки — это может быть учтено при определении рода войск или конкретной воинской части, особенно если есть конкурс.
- Повышение шансов на обучение по ВУС в ДОСААФ — иногда хорошая характеристика может помочь при направлении на обучение по военно-учетной специальности до призыва.
2. Характеристика и категория годности к военной службе
Многие думают, что характеристика напрямую определяет или меняет категорию годности (А, Б, В, Г, Д).
На самом деле категорию годности определяет исключительно военно-врачебная комиссия (ВВК) на основании медицинского освидетельствования, изучения ваших медицинских документов, результатов анализов и обследований.
Список заболеваний, влияющих на категорию годности, содержится в специальном документе – Расписании болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе). Подробнее про него мы рассказываем в отдельной статье.
Косвенная связь:
- Если в характеристике указано, что вы часто и длительно болеете, пропускаете учебу по состоянию здоровья, это может стать для врачей ВВК дополнительным сигналом обратить более пристальное внимание на ваше здоровье, запросить дополнительные выписки из поликлиники или амбулаторной карты. Но сама по себе эта запись в характеристике диагноз не ставит и категорию не изменит.
- Если в характеристике (или в сопроводительных документах от психолога школы) есть указания на серьезные поведенческие или эмоциональные проблемы, это может быть учтено психологом/психиатром ВВК при оценке вашего психического здоровья, но только как один из многих факторов, а не решающий. Решающим будет заключение профильного врача ВВК.
Важно для тех, кто не хочет служить по состоянию здоровья. Не надейтесь, что плохая характеристика или жалоба учителя на ваше поведение станет основанием для признания вас негодным.
Ваш главный союзник — это медицинские документы, подтверждающие наличие непризывного заболевания. Собирайте все справки, выписки, результаты обследований. Именно их будет изучать ВВК.
3. Характеристика и выбор рода войск
Многие молодые люди мечтают попасть в ВДВ, морскую пехоту, спецназ и т.д. И возникает вопрос: поможет ли крутая характеристика?
На самом деле основные критерии отбора в конкретные рода войск и на определенные воинские должности:
- Категория годности по здоровью. Для большинства «элитных» подразделений требуется категория А (годен без ограничений) или Б (годен с незначительными ограничениями) с высокими показателями по определенным статьям Расписания болезней (например, требования к зрению, слуху, физическому развитию).
- Профессионально-психологический отбор (ППО). Тестирование в военкомате, которое определяет вашу нервно-психическую устойчивость, интеллектуальные способности, лидерские качества и т.д. По результатам ППО выносится одна из категорий профпригодности (I – рекомендуется в первую очередь, II – рекомендуется, III – рекомендуется условно, IV – не рекомендуется). Для многих специальностей нужна I или II категория.
- Образование. Для некоторых должностей требуется определенный уровень образования (например, высшее или среднее профессиональное по конкретной специальности).
- Физическая подготовка. Для службы в подразделениях с высокой физической нагрузкой важен ваш уровень физической подготовки, который может проверяться дополнительно.
Роль характеристики:
- Если у вас все в порядке со здоровьем, ППО, образованием, и есть несколько кандидатов на одно «престижное» место, то положительная характеристика для военкомата, где отмечены ваши спортивные достижения (особенно по военно-прикладным видам спорта), технические навыки, организаторские способности, морально-волевые качества, может стать тем самым дополнительным плюсиком, который склонит чашу весов в вашу пользу.
- Если в характеристике указаны какие-то уникальные навыки (например, вы радиолюбитель, программист, знаете иностранные языки, имеете водительское удостоверение определенных категорий), это тоже может заинтересовать «покупателей» для определенных ВУС.
Что делать, если хотите в определенные войска и есть хорошая характеристика?
- Заявите о своем желании на призывной комиссии и при общении с представителями частей.
- Подкрепите свое желание не только характеристикой, но и реальными достижениями (спортивный разряд, диплом об окончании каких-то курсов, водительское удостоверение и т.п.).
- Будьте готовы к тому, что не всегда желания совпадают с возможностями и потребностями армии.
Вывод: Характеристика — это вспомогательный инструмент. Она не творит чудес, но и игнорировать ее не стоит. Она дополняет общую картину о вас.
Ваши права в отношении характеристики для военкомата
Когда речь заходит о документах для военкомата, важно знать не только свои обязанности, но и права. Давайте посмотрим, какие у вас есть права в отношении характеристики.
1. Обязаны ли вы предоставлять характеристику?
Да, как правило, обязаны. Военкомат вправе запрашивать документы, необходимые для изучения призывника и принятия решения по нему.
Это предусмотрено законодательством о воинской обязанности и призыве. Характеристика для военкомата с места учебы или работы относится к таким документам.
Обычно учебные заведения и работодатели сами направляют характеристики по официальному запросу военкомата или выдают их вам на руки для предоставления.
Запрос может прийти как в период первоначальной постановки на учет, так и непосредственно перед призывными мероприятиями.
Что будет, если не предоставить?
- Во-первых, военкомат, скорее всего, сам запросит ее у вашего учебного заведения или работодателя, так как они обязаны ее предоставить по запросу.
- Во-вторых, это может немного затянуть процесс рассмотрения вашего дела.
- В-третьих, уклонение от предоставления документов может быть расценено не в вашу пользу, как нежелание сотрудничать или попытка что-то скрыть. Хотя прямого наказания именно за непредоставление характеристики (если вы физически не можете ее достать, а не злостно уклоняетесь) обычно нет, это может создать ненужные трения.
Лучше не конфликтовать по этому поводу, а если есть объективные трудности с получением (например, учебное заведение затягивает процесс), сообщите об этом в военкомат, желательно письменно.
2. Можете ли вы ознакомиться с характеристикой до ее отправки в военкомат?
Да, это ваше право, которое вытекает из общих принципов законодательства.
В частности, из статьи 24 (часть 2) Конституции РФ, которая гласит, что органы государственной власти и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Характеристика, безусловно, затрагивает ваши права и интересы в контексте призыва.
Как корректно попросить?
- Обратитесь к лицу, ответственному за составление характеристики (классному руководителю, куратору, в отдел кадров).
- Вежливо попросите показать вам текст характеристики перед тем, как она будет подписана и отправлена. Объясните, что вы хотели бы убедиться в объективности изложенных сведений.
Большинство адекватных педагогов и кадровиков идут навстречу, так как это нормальная практика, способствующая объективности.
Если вам отказывают в ознакомлении без веских причин (например, ссылаясь на какую-то «секретность», которой тут нет), это повод задуматься и, возможно, более настойчиво, но корректно, повторить свою просьбу, ссылаясь на свои права.
3. Что делать, если вы не согласны с содержанием характеристики?
Это сложный, но важный момент.
Шаг 1: Попытайтесь обсудить с составителем.
Если вы ознакомились с характеристикой и видите там неточности, необъективные оценки или, тем более, откровенно ложную информацию, первым делом поговорите с тем, кто ее писал.
Спокойно, аргументированно изложите свои возражения. Приведите факты, документы (если есть), которые опровергают написанное или подтверждают вашу точку зрения.
Возможно, это просто недоразумение или недостаток информации у составителя, и он согласится внести коррективы.
Шаг 2: Представьте свои пояснения или «контрхарактеристику».
Если договориться не удалось, а вы считаете, что характеристика серьезно искажает действительность и может вам навредить, у вас есть право представить свои письменные пояснения или даже альтернативную характеристику (например, от другого преподавателя, тренера, руководителя кружка, который вас хорошо знает с положительной стороны).
Эти документы вы можете приложить к своему личному делу в военкомате. По закону, вы имеете право представлять в призывную комиссию любые документы, которые считаете важными для объективного рассмотрения вашего дела.
Подавайте их через канцелярию военкомата с отметкой о принятии на вашем экземпляре.
Шаг 3: Обжалование (крайняя мера).
Если характеристика содержит откровенно клеветнические, порочащие честь и достоинство сведения, и это наносит вам реальный ущерб, теоретически ее можно обжаловать.
Но это уже сложный юридический путь, который может потребовать обращения в вышестоящие инстанции (например, в управление образования, если речь о школьной характеристике, или в трудовую инспекцию, если о рабочей) или даже в суд (для защиты чести, достоинства и деловой репутации).
Для призывника в 18 лет это, как правило, слишком сложный и долгий процесс, который вряд ли успеет повлиять на текущий призыв. Поэтому лучше сосредоточиться на первых двух шагах.
4. Хранение и использование характеристики военкоматом
Характеристика становится частью вашего личного дела призывника, которое формируется и хранится в военном комиссариате.
Сроки хранения личных дел призывников определены соответствующими инструкциями (обычно довольно длительные, даже если вы не прошли службу).
Информация, содержащаяся в характеристике (как и в других документах личного дела), является конфиденциальной и подпадает под действие законодательства о персональных данных.
Доступ к ней имеют только уполномоченные сотрудники военкомата и члены призывной комиссии. Разглашение этой информации посторонним лицам не допускается (за исключением случаев, предусмотренных законом, например, по запросу правоохранительных органов в установленном порядке).
Запомните: знание своих прав дает вам уверенность. Не бойтесь задавать вопросы и отстаивать свои интересы корректно и в рамках закона.
Последствия «плохой» характеристики
Словосочетание «плохая характеристика» способно вызвать беспокойство у любого призывника. Давайте спокойно разберемся, так ли это страшно на самом деле.
Разбираем типичные «мифы»:
«С плохой характеристикой меня точно заберут в стройбат / на Северный полюс / и т.д.»
Реальность: Распределение по родам войск и местам службы зависит от множества факторов: категория годности, результаты ППО, наличие «покупателей» от частей, потребности армии в данный момент, ваше образование и гражданская специальность.
Плохая характеристика для военкомата может снизить шансы попасть в какие-то престижные или требующие особой дисциплины подразделения, но она не является единственным определяющим фактором для отправки в условный «штрафбат» (которых в мирное время и нет в таком понимании).
«Плохая характеристика = клеймо на всю жизнь, испортит мне всю службу».
Реальность: Характеристика из школы или колледжа — это документ, который актуален на момент призыва. В армии у вас будет возможность проявить себя с новой стороны.
Ваши командиры будут судить о вас по вашим реальным поступкам и службе, а не только по бумажке, написанной несколько месяцев или лет назад.
Да, если в части узнают о негативной характеристике, к вам могут поначалу отнестись с настороженностью, но у вас будет шанс доказать, что вы изменились или что характеристика была необъективной.
«Из-за плохой характеристики меня не возьмут на хорошую ВУС (военно-учетную специальность)».
Реальность: Если у вас есть необходимые знания, навыки, хорошее здоровье и результаты ППО, то негативная характеристика может быть перевешена этими плюсами.
Но если речь идет о ВУС, требующей высокой морально-психологической устойчивости, безупречной репутации (например, связанные с работой с секретными документами или особыми видами техники), то да, тут могут возникнуть вопросы и даже отказ.
Реальные последствия плохой характеристики:
- Более пристальное внимание со стороны психолога военкомата и членов призывной комиссии. Могут задавать больше вопросов, пытаться разобраться в причинах негатива.
- Возможность направления на дополнительное психологическое тестирование, если есть сомнения в вашей адекватности или устойчивости, особенно если негатив связан с поведенческими аспектами.
- Снижение шансов попасть в некоторые рода войск или на определенные должности, где требуются безупречные личные качества.
- Некоторая предвзятость на начальном этапе службы, если информация из характеристики дойдет до командиров в части. Но это можно и нужно преодолевать своим поведением и отношением к службе.
Что делать, если вы получили негативную характеристику?
- Постарайтесь понять причины. Это объективная оценка вашего поведения или предвзятость составителя? Если объективная, то это повод задуматься о своем поведении и, возможно, поработать над собой.
- Не скрывайтесь, идите на контакт. Если вас вызывают на беседу в военкомат, идите. Честно (но без самобичевания и излишних оправданий) отвечайте на вопросы. Объясните свою позицию, если считаете, что характеристика несправедлива или неполна.
- Соберите «контр-доказательства». Если у вас есть другие положительные характеристики (например, из спортивной секции, музыкальной школы, от репетитора, с места летней подработки), грамоты, благодарности — принесите их в военкомат. Это поможет создать более сбалансированное представление о вас.
- Сделайте акцент на других сильных сторонах. Если у вас проблемы с дисциплиной, но вы, например, отличный спортсмен, хорошо разбираетесь в технике или имеете другие полезные навыки, постарайтесь, чтобы эта информация тоже была донесена до призывной комиссии.
- Если есть реальные проблемы (например, с поведением, адаптацией, которые объективно отражены), не бойтесь обратиться за помощью к психологу (даже не связанному с военкоматом). Работа над собой никогда не бывает лишней и может помочь вам не только в контексте призыва, но и в жизни.
- Помните о главном: здоровье! Если у вас есть заболевания, дающие право на отсрочку или освобождение, именно на них нужно делать основной упор. Собирайте медицинские документы. В этом случае содержание характеристики отойдет на второй план по сравнению с медицинским заключением.
- Ведите себя адекватно в самом военкомате. Грубость, хамство, попытки «качать права» без оснований только усугубят негативное впечатление. Спокойствие, вежливость и готовность к конструктивному диалогу — ваши лучшие союзники.
Характеристика — это лишь один из многих документов в вашем личном деле. Не стоит переоценивать ее влияние, но и легкомысленно относиться к ней тоже не нужно.
Это просто штрих к вашему портрету, который военкомат хочет увидеть. И даже если этот он не самый удачный, у вас есть много других способов показать, какой вы на самом деле.
Вместо заключения: пара мыслей напоследок
Характеристика — это всего лишь один из многих документов, которые рассматривает призывная комиссия. Да, он важен, но не самый главный. Помните, что знание — сила. Чем лучше вы понимаете процедуры, связанные с призывом, свои права и обязанности, тем увереннее вы будете себя чувствовать.
Ваша характеристика — это во многом отражение того, как вы вели себя в школе, колледже или на работе. Если есть что улучшить в себе — это всегда полезно, не только для военкомата.
Если у вас есть законные основания для отсрочки или освобождения (особенно по здоровью), именно на их документальном подтверждении нужно сконцентрировать основные усилия.
Если у вас остались вопросы или нужна более детальная консультация по вашей конкретной ситуации — заполняйте форму. Мы с вами свяжемся, чтобы помочь разобраться во всех тонкостях законодательства и защитить свои интересы.
Часто задаваемые вопросы
В такой ситуации военкомат может запросить характеристику для военкомата с последнего места учебы (даже если прошел год, она все еще может быть актуальна в общих чертах).
Также военкомат может собирать информацию из других источников (например, данные из МВД о наличии/отсутствии правонарушений, сведения от участкового уполномоченного полиции). Если вы проходили какие-либо курсы, можно попробовать взять характеристику оттуда. Сами вы можете проявить инициативу и предоставить характеристику с последнего места учебы/работы, если она у вас есть и вы считаете ее положительной.
Да, обязательно. Характеристика — это официальный документ. На ней должна стоять подпись руководителя (директора школы, ректора вуза, начальника отдела кадров и т.д.) и гербовая печать учебного заведения или организации. Без печати и подписи это просто текст, не имеющий юридической силы для военкомата.
Строгого «срока годности» у характеристики нет. Однако военкомат заинтересован в получении наиболее актуальной информации. Поэтому если вы продолжаете учиться, а характеристика была предоставлена год или два назад при первоначальной постановке на учет, могут запросить свежую.
Если же существенных изменений в вашей жизни (место учебы, работы, социальный статус) не произошло, то и старая характеристика может быть принята во внимание. В идеале, она должна отражать ваши качества на момент проведения призывных мероприятий.
Формально — нет. Характеристику должны составлять уполномоченные лица (педагоги, работодатели). Однако на практике бывают ситуации, когда очень загруженный классный руководитель или куратор может попросить вас «набросать» основные моменты о себе, своих достижениях, чтобы потом на основе этого составить официальный документ. Это не совсем правильно, но встречается.
В такой ситуации важно быть максимально объективным и честным, предоставить только достоверную информацию. Но подписывать и заверять печатью ее должен все равно ответственный сотрудник. Вопрос о том, как написать характеристику для военкомата в таком случае, становится актуальным, и тут пригодятся советы из этой статьи.
Это документы разного порядка, и оба важны для своих целей. Результаты медкомиссии (ВВК) являются определяющими для установления вашей категории годности к военной службе (А, Б, В, Г, Д). От этого зависит, призовут вас или нет, и если да, то в какие войска вы можете попасть по состоянию здоровья. Характеристика для военкомата же дает представление о ваших личностных качествах, поведении, социальной адаптации.
Она влияет на общее впечатление о вас, может быть учтена при психологическом отборе и, косвенно, при распределении. Но если вы не годны по здоровью (категория В или Д), то никакая, даже самая блестящая, характеристика не сделает вас годным. И наоборот, при наличии категории годности «А» плохая характеристика не освободит от призыва.
Да, можно и даже нужно, если эти характеристики положительные и дополняют друг друга, рисуя более полный ваш портрет. Например, школьная характеристика может описывать вашу успеваемость и поведение на уроках, а характеристика от тренера — ваши спортивные достижения, волевые качества, дисциплинированность на тренировках.
Это поможет создать более полное и объективное представление о вас. Призывная комиссия обязана принять и рассмотреть все представленные вами документы, имеющие отношение к делу.
Во-первых, как уже говорилось выше, постарайтесь поговорить с тем, кто ее написал, и добиться исправления. Во-вторых, напишите свои письменные возражения (объяснительную) и приложите их к личному делу в военкомате. Укажите, с чем конкретно вы не согласны и почему, приведите доказательства своей правоты, если они есть (например, копии грамот, если в характеристике написано, что вы пассивны; или показания свидетелей, если речь о конкретном инциденте).
В-третьих, вы можете представить другие, более объективные характеристики. В крайнем случае, если речь идет о серьезной клевете, порочащей ваши честь и достоинство, и это повлекло для вас негативные последствия, можно рассматривать вопрос об обращении с жалобой в вышестоящие инстанции или даже в суд, но это уже более сложный путь, требующий юридической поддержки. Для начала важно, чтобы ваше несогласие было зафиксировано в военкомате.
Источники информации
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ.
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
- Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».
- Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N№719 «Об утверждении Положения о воинском учете».
- Расписание болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе).
- Приказ Министра обороны РФ от 22.11.2021 №700 «Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета».

Эксперт по вопросам призыва с более чем 10-летним стажем. Специализируется на анализе актуальных проблем призывной кампании и военной реформы. Елена ведет авторские статьи и колонки, освещая правовые и социальные аспекты призыва, часто работает с историями призывников и рассказывает о реальных проблемах, с которыми сталкиваются молодые люди.